ВОСПРИЯТИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ «КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ…» И. С. ТУРГЕНЕВА)

Main Article Content

Л. В. Корновенко
Н. П. Иванова

Abstract

В статье представлены результаты комплексного лингвистического анализа текста «Как хороши, как свежи были розы…» И. С. Тургенева с применением психолингвистического эксперимента и фоносемантической экспертизы, что позволяет изучить понимание жанра и восприятие стихотворения в прозе современными украиноязычными читателями. Были использованы несколько методик: 1) лингвистический анализ текста, включающий изучение семантического пространства произведения И. С. Тургенева, а также способы воплощения художественного времени; 2) метод субъективной дефиниции, с помощью которого было определено знание жанра реципиентами; 3) направленный ассоциативный эксперимент, позволивший проанализировать особенности восприятия и интерпретации данного текста; 4) фоносемантическая экспертиза текста, произведенная при помощи упрощенной версии психолингвистической экспертной программы – ВААЛ-мини для изучения фонетического воздействие текста на потенциального читателя. Установлено, что большая часть информантов, изучавших зарубежную литературу в школе или в университете, знают произведения И. С. Тургенева, а также считают их актуальными. Те же студенты, которые только знают имя автора или хотя бы слышали о нем, подтверждают предположение В. Мусиенко о «герменевтическом разрыве», возникшем вследствие «дистанции между текстом и интерпретатором». Анализ иллюстративного материала на основе компьютерного фоносемантического и психолингвистического исследования дал частично совпадающие результаты. Доказано, что проведение комплексного лингвистического анализа текста с опорой на психолингвистический эксперимент и фоносемантическую экспертизу является эффективным способом изучения воздействия текста на читающую языковую личность.

Article Details

Section
Статті

References

Апевалов В. А. «Как хороши, как свежи были розы…» И. С. Тургенева. Литература в школе. 2006. № 2. С. 40.

Арват Н. Н. Лингвистическая интепретация ритма прозы (И. С. Тургенева «Разговор»). Матеріали Міжнародної наукової конференції «Актуальні проблеми менталінгвістики». Черкаси, 2003. С. 182–185.

Астахова А. А. «Как хороши, как свежи были розы…» И. С. Тургенева. Русский язык и литература в учебных заведениях. 2008. № 5. С. 30–36.

Бабенко Л. Г., Ю. В. Казарин. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник для вузов; Практикум. Москва : Флинта, Наука, 2003. 496 с.

Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учебное пособие. Томск : ТГПУ, 2006. 631 с.

Воронин С. В. Основы фоносемантики. Ленинград : URSS. 2009. 248 с.

Гаспаров М. Л. Стихотворение в прозе. Литературный энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1987. 425 с.

Демешкина Т. А., Верхотурова Н. А., Крюкова Л. Б., Курикова Н. В. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в региональном и общероссийском дискурсе. Томск : Изд-во Том. унта, 2006. 194 с. URL : https://core.ac.uk/download/pdf/287409627.pdf (дата обращения 04.04.2020).

Журавлев А. П. Звук и смысл [Электронный ресурс]. URL : http: //svitk.ru/004_book_book/14b/3142_juravlevzvuk_i_smisl.php (дата обращения 14.02.2020).

Літературознавчий словник-довідник: літературознавча енциклопедія / авт.-уклад. Ю. І. Ковалів. Київ. : Видавничий центр «Академія». 2007. 751 с.

Квятковский А. П. Поэтический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1966. С. 287. URL : http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2871.htm (дата обращения 17.03.2020).

Корновенко Л. В. Психолингвистический анализ поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова. Мовознавчий вісник. Черкаси : Черкаський нац. ун-т ім. Б. Хмельницького, 2015. Вип. 20. С. 158–163.

Левицкий В. В. Квантитативные методы в лингвистике : научное издание. Черновцы : Рута, 2004. 189 с.

Мусиенко В. П., Дуйкин В. Р. Герменевтика : учебное пособие для студентов специальности

Филология. Черкассы : ФОП Гордиенко Е. Н., 2019. 340 с.

Николина Н. А. Филологический анализ текста : учебное пособие. Москва : Академия. 2003. 256 с.

Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. Москва : Русский язык, 1988. 300 с.

Озеров Л. А. Заповедное слово И. С. Тургенева. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Москва : Детская литература, 2001. С. 5–14.

Про систему ВААЛ [Электронный ресурс]. URL : http:// www.vaal.ru/prog/free.php (дата обращения 14.08.2020).

Тургенев И. С. Стихотворения в прозе : полное собрание сочинений и писем в тридцати томах [Электронный ресурс]. Москва : Наука, 1982. Т. 10. URL : http://http://ilibrary.ru/text/1378/index.html (дата обращения 10.02.2020).

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Москва : Альта-Принт. 2007. 1239 с.

Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста : учебное пособие. 2-е изд., дораб. Ленинград : Просвещение ; Ленинградское отделение, 1990. 415 с.

Шаталов С. Е. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева. Арзамас : Арзамасский гос. пед. ин-т, 1961. 230 c.